четверг, 4 сентября 2014 г.

ЗРЕЛИЩНОЕ ЗДАНИЕ СЛОЖНОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ


Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральская государственная архитектурно-художественная академия»
(ФГБОУ  ВПО «УралГАХА»)


                                     




                            С.А. ДЕКТЕРЕВ, М.В. ВИННИЦКИЙ,
                             Д.И. ТРЕТЬЯКОВ, В.Ж. ШУПЛЕЦОВ

                  ЗРЕЛИЩНОЕ ЗДАНИЕ
                        СЛОЖНОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
                 
                                  Учебное пособие по проектированию

                                


                      





Екатеринбург - 2014
                
УДК 72
ББК 85.118
Г 32



С.А. Дектерев, М.В. Винницкий, Д.И. Третьяков, В.Ж. Шуплецов
Г 32 Зрелищное здание сложной технологической структуры: Учебное пособие по проектированию. Екатеринбург: Архитектон, 2014.
 

В данном пособии излагаются основные принципы формирования архитектуры современных театральных зданий. Рассматриваются градостроительные, функциональные, объемно-планировочные, конструктивные, композиционно-художественные основы проектирования, а также нормативные требования к проектированию зданий театров.
Предназначено для студентов-магистрантов специализации «Архитектура жилых и общественных зданий».

Рассмотрено и рекомендовано к изданию на заседании кафедры архитектуры УралГАХА 02.06. 2014 г. Протокол №10

 Рекомендовано к присвоению грифа УМС УралГАХА.


    


       Рецензенты:
      Акчурина Н.С. – кандидат архитектуры, профессор кафедры архитектурного проектирования УралГАХА.
        Трубецков  Е.О. – кандидат архитектуры, директор ООО «Востокпроект»



                                                                               Уральская государственная
                                                                           архитектурно-художественная
                                                                                                академия, 2014 г.






СОДЕРЖАНИЕ
1.    Общие положения....................................................................................5
2.    Генеральный план участка театра ......................................................5
3.    Объемно-планировочные решения................................................7
3.1.         Зрительский комплекс ……………………………………………..10
3.2.         Сценический комплекс …………………………………………….15
3.3.         Помещения, обслуживающие сцену ………………………………22
3.4.         Административно-хозяйственные помещения …………………...25
3.5.         Производственные помещения …………………………………….25
3.6.         Конструктивное решение …………………………………………..26
3.7.         Архитектурная композиция театрального здания ………………..26
Литература ……………………………………………………….28
Приложение 1. Примеры театров в отечественной практике …………
Приложение 2. Примеры театров в зарубежной практике ……………
Приложение 3. Примеры студенческих проектов театров …………….



















1.     ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Театральные здания являются одними из важнейших объектов культурно-общественной жизни населения городов. Вследствие высоких требований к архитектурно-художественному решению внешнего облика и интерьеров здания, к его объемно-планировочному, функционально-технологическому и конструктивному решению, проектирование театральных зданий является ответственной и очень сложной задачей в деятельности архитектора и широкого круга специалистов.
 Типология театральных зданий, исходя из их функциональных особенностей, весьма широка: драматические, музыкально-драматические, оперно-балетные. К особым типам зданий относятся театры  музыкальной комедии, камерные, кукольные, детские, эстрадные, летние и другие.
Выбор типа театрального здания определяется особенностями региона, величиной и административной значимостью города, его культурными и историческими традициями, социально-демографическим составом населения, сетью театральных и других зрелищных зданий города, деятельностно-организационными условиями функционирования театров и иными факторами, которые рассматриваются при проведении предпроектных исследований.
В настоящем пособии рассматриваются особенности проектирования наиболее распространенного типа театрального здания – драматического театра с залом на 800 мест с наиболее разработанной и часто применяемой на практике портальной глубинной сценой.
Театральное здание, в зависимости от конкретных градостроительных условий, можно кооперировать с другими театральными зданиями, с другими объектами общественного и культурно-зрелищного назначения (концертным залом, художественным музеем или выставочным залом, театральной библиотекой, гостиницей для гастролеров), объектами торговли (магазины по продаже цветов, книг, сувениров и др.).

2.    ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН УЧАСТКА ТЕАТРА
Размещение театра в городе и выбор земельного участка определяются планировочной и транспортной структурой города, характером окружающей застройки, наличием зеленых насаждений, количеством театров в городе, составом сооружений и структурой городского центра и т.д. Выбор земельного участка рекомендуется осуществлять на основе предпроектного исследования.
Размещение театра в городской застройке может быть изолированным – на свободном участке или встроенным в застройку. Свободная постановка театра, когда он отдален от соседних зданий и красной линии застройки улицы, является наилучшей. Такая постановка здания театра способствует его акцентированию в окружающей застройке и позволяет обеспечить к нему свободные подходы и подъезды, а также организацию удобных автостоянок.
На земельном участке театра предусматриваются

площадки перед входами и выходами, из расчета на одно место в зрительном зале не менее 0,3 м2; внутренние проезды, пешеходные дорожки и их искусственное освещение.

На земельном участке, как правило, предусматриваются зеленые насаждения, площадки для стоянок автомобилей, хозяйственный двор.
Главный фасад здания театра, со стороны которого устраиваются основные входы для зрителей, следует располагать с отступом от красной линии застройки не менее чем на 30 м, что позволяет создавать перед входами буферную зону, которая служит  для рассредоточения зрителей при эвакуации, а также является местом встреч и ожидания друг друга перед началом спектакля. Здесь возможно устройство озелененного партера, декоративного бассейна с фонтаном, скульптурной композиции.
Отдельный подъезд со входом должен быть устроен для творческого и рабочего персонала. Иногда предусматривают отдельный вход в дирекцию и управление театром. Кроме того, должен быть обеспечен подъезд и подвоз материалов ко всем мастерским и складам, подвоз декораций и оборудования, продуктов к кухне или подсобной буфета.
Расположение хозяйственного двора на земельном участке зависит от местоположения производственных помещений и складов.

Разгрузка различных материалов и транспортировка их в склады и мастерские, маневрирование транспортных машин, рабочие процессы, связанные с различными хозяйственными потребностями театра, требуют изолированной территории.

Площадь хозяйственного двора при размещении производственных помещений в здании театра рекомендуется не менее 400 м2. Въезды в хозяйственный двор рекомендуются шириной не менее 4 м и высотой (при устройстве ограждений) – не менее 4,3 м. Если хозяйственный двор имеет один въезд, то в его габариты вписывается круг диаметром не менее 20 м для разворота автомашин. Вокруг здания театра должен быть предусмотрен пожарный проезд шириной не менее 4 м.
Стоянки для индивидуальных машин для зрителей и работников театра должны быть устроены из расчета одно место на 3 человек. При расположении автостоянок под землей, желательно устройство выходов из них непосредственно в вестибюли для зрителей и работников театра. Открытые стоянки следует располагать не далее 100 м от входов в театр. Оптимальным решением является наличие вблизи театра большого гаража, который вечером по окончании рабочего дня может обслуживать посетителей театра. При этом желательно устройство крытого перехода между гаражом и театром. Необходимо также предусмотреть возможность подъезда такси в дождливые дни непосредственно к подъезду театра.
Архитектура театрального здания должна формировать современное художественно выразительное общественное пространство города, в котором объединяются в целостную архитектурную композицию все здания и элементы благоустройства.

3.    ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ
Театральное здание по структуре делится на две части: зрительскую и сценическую.
Такое деление дает самое общее представление о сущности театрального здания. Важнее рассмотреть театральное здание с позиций дифференциации его структуры по следующей схеме:
- помещения зрительского комплекса;
- помещения демонстрационного комплекса (зрительный зал, сцена, помещения технологического обеспечения сцены);
- помещения, обслуживающие сцену (для творческого и технического персонала; склады);
- административно-хозяйственные помещения;
- производственные помещения.
Примерный состав и минимальные площади помещений драматического театра с залом на 800 мест приводятся ниже (таблица 1).

№№
пп
Наименование помещений
Площадь, м2
Примечания
Помещения зрительского комплекса
1.
Зрительный зал
560

2.
Кассовый вестибюль (в том числе
кабины касс и дежурного администратора, кабинет гл. администратора, помещение распространителей билетов и отдыха персонала)
60

3.
Входной вестибюль
85

4.
Распределительный вестибюль
220

5.
Гардероб (в т.ч. место хранения сумок
120


и портфелей – 30 м2)


6.
Фойе
500

7.
Кулуары
240

8.
Буфет (с подсобными помещениями)
260

9.
Курительные
80

10.
Санитарные узлы
90

Итого:                            2215
Помещения сценического комплекса
А. Сценическая группа
1.
Сцена
460

2.
Арьерсцена
110

3.
Карманы
260
130х2
4.
Авансцена
15
ширина 1,8 м
5.
Трюм
415

6.
Оркестровая яма
80

Б. Помещения для обслуживания сцены
7.
Помещения автоматического управления и проекционные
100

8.
Складские помещения:



- дежурные и станковых декораций;
200
на уровне сцены

- мебели;
45
на уровне сцены

- сейф скатанных декораций;
41
в трюме

- объемных декораций;
200
на уровне сцены

- одежды и обуви
110
на уровне сцены
В. Помещения творческого персонала
9.
Артистические уборные, в т.ч.:
204


- на 1 чел.;
36
4 шт.

- на 2 чел.;
60
5 шт.

- на 3 чел.;
28
2 шт.

- на 4 чел.
80
5 шт.
10.
Помещения ожидания выхода на сцену
40
2 комнаты с разных сторон сцены
11.
Дежурные костюмерные
(мужские и женские)
20

12.
Дежурные гримерные и парикмахерские
20

13.
Режиссер
18

14.
Комната отдыха артистов
30

15.
Курительные и санузлы при сцене
14
вблизи помещений ожидания выхода на сцену
Итого:                            2583
Административно-хозяйственные помещения
1.
Административные помещения
(17 комнат от 8 до 20 м2)
200

2.
Буфет работников театра с подсобными помещениями
120

3.
Библиотека и архив
45

4.
Вестибюль с гардеробом
40

5.
Санитарные узлы
30

6.
Инженерно-эксплуатационные помещения (6 помещений от 15 до 30 м2)
124

Итого:                            559
Производственные помещения
А. Изготовление мягких декораций
1.
Живописно-декоративная мастерская
372
31х12х6
2.
Макетная мастерская
18

3.
Комната для приготовления красок
12

4.
Кладовая красок
13

5.
Комната художника
10

6.
Обойно-драпировочная мастерская
30

7.
Красильная
25

8.
Мастерская росписи тканей
35

Б. Изготовление объемных декораций
9.
Столярная с сушилкой
96

10.
Слесарная с участком сварки
60

11.
Помещение для монтажа декораций
126

12.
Бутафорская
50

В. Изготовление костюмов, обуви  и париков
13.
Пошивочная с примерочной
68

14.
Закройная
10

15.
Пропиточная
17

16.
Постирочная, сушильная и гладильная
33

17.
Обувная
10

Г. Руководство мастерских
18.
Комната администрации                         
20

19.
Технический архив
6

20.
Комната администрации
20

21.
Технический архив
6

22.
Фотолаборатория
10

23.
Санузлы
4

Итого:                            1024
Технические помещения
1.
Помещения узла ввода теплосети и водопровода
40
в подвале у наружной стены
2.
Помещения для кондиционеров и приточных камер
432
18х24х4,5 в подвале
3.
Помещения вытяжных венткамер
144
в верхнем этаже
Итого:                               616
Общая полезная площадь здания  - 6997 м2

          Общая функционально-планировочная схема театра показана на рис. 2.

Рис.2
3.1.          Зрительский комплекс
Зрительский комплекс включает в себя: зрительный зал, фойе, кулуары, распределительный и кассовый вестибюли и комплекс помещений обслуживания зрителей – гардероб, туалеты, курительные, буфеты. Иногда зрительские помещения дополняются выставочными или музейными залами. К зрительской части может примыкать кафе или ресторан со своей кухней и раздаточной, своим вестибюлем и отдельным входом.
Зрительская часть занимает 40-30% общего объема, сценическая или демонстрационная – 60-70%.
Основным элементом зрительского комплекса театра является зрительный зал. Построение зрительного зала тесно связано со сценой, где происходит театральное действие.
Решение зрительного зала должно обеспечивать зрителям наилучшие условия восприятия спектакля – хорошую видимость и слышимость происходящего на сцене. Это определяет форму и размер зрительного зала. Так, мимику актера считают различимой при удаленности зрителя от «красной линии» сцены (проекция внутренней грани портала на ее планшет)  на расстоянии 25 м, что и обусловливает размер зала по его оси и максимальную вместимость зрительного зала. Зрительские места следует размещать в пределах горизонтального угла от 30 до 35о, образованного лучами, проведенными из его вершины, лежащей на оси сцены, через боковые грани портала. Вертикальный угол должен быть не более 25о для мест по оси зала и не более 35о для крайних боковых мест, расположенных у сцены при луче, выходящим из точки, лежащей на красной линии по оси зала к горизонту.
Для обеспечения необходимой видимости минимальное превышение луча зрения над головами впереди сидящих зрителей в зале составляет 6 см, среднее значение превышения – 12,5 см, на балконах и ярусах – не менее 4 см. 
Высоту уровня планшета сцены (авансцены) над уровнем пола первого ряда зрительских мест рекомендуется принимать не более 1 м.
Различают два основных типа зрительного зала – ярусный и амфитеатральный.
Многоярусный зал дает наибольшее приближение зрителей к сцене. Лучших условий видимости удается добиться в залах с двумя-тремя ярусами, расположенными только у задней стороны зрительного зала. Основным недостатком многоярусного зала является сложность вертикальных коммуникаций для зрителей.
При амфитеатральном зале все зрители размещаются на одной поверхности партера и амфитеатра сравнительно невысоко от планшета сцены. Загрузка зала и эвакуация зрителей при этом значительно упрощаются. Однако задние места, расположенные в едином партере-амфитеатре, в зале вместимостью более 600 мест, оказываются слишком удаленными от сцены, и действие в глубине сцены становится плохо видимым и слышимым. Отсюда, для театров малой вместимости (до 600 мест) следует проектировать зал в виде амфитеатра, а для театров большой вместимости – балконного или ярусного типа.
Зрительный зал может иметь до трех ярусов. Верхний ярус не должен выходить за пределы угла 30о, вершина которого находится у кромки планшета сцены. На каждом ярусе может быть до шести рядов мест (при отсчете по центральной оси зала). Ярусы консольно нависают над нижележащими ярусами, амфитеатром или партером.
При проектировании в зрительном зале ярусов или балконов с количеством рядов не более трех, высоту от пола зрительских мест до выступающих конструкций вышерасположенных ярусов, балконов или потолка зрительного зала рекомендуется принимать не менее 2,1 м, при большем количестве рядов не менее 3 м.
Зрительный зал оборудуется мягкой мебелью – креслами с откидными сиденьями. Ширина ряда от спинки до спинки кресел принимается 0,9-1,1 м. Количество непрерывно установленных мест в ряду зависит от ширины ряда и принимается соответственно: при одностороннем выходе из ряда не более 26, при двустороннем – не более 50. Расстояние между авансценой или барьером оркестровой ямы и спинкой сидений первого ряда зрительских мест следует принимать не менее 1,5 м.
Уклон пола (пандуса) в зале допускается не более 1:7. При более крутом уклоне в проходах обязательно устройство ступеней, высота которых принимается не более 0,2 м.
Ширина проходов и дверей в зрительном зале определяется требованиями эвакуации и должна быть не менее 1,2 м и не более 2,4 м. Из партера, амфитеатра и балконов необходимо создавать по два эвакуационных выхода из зала.
Зрительный зал оборудуется специальными помещениями или ложами для управления и наблюдения за действием спектакля: звуко- и светорегуляторные, помещения теле-, радио-, иногда – кинопроекционные. Располагаются они обычно на задней стене зала выше зрительских мест амфитеатра. Отметка пола этих помещений не должна превышать 4 м от уровня планшета сцены. Эвакуация персонала и связь со сценой предусматриваются по особым изолированным лестницам через чердак или через подвал.
Театральные залы строятся с искусственным освещением и вентиляцией. Зал должен быть оборудован специально регулируемым освещением сцены: со стороны зрительного зала – софитами, а также боковым светом из щелей в стене или осветительных лож.
Площадь зрительного зала принимается из расчета 0,7-0,8 м2, а объем зала – 4-6 м3 на одно зрительское место. Площадь зрительного зала (включая балконы, ложи и ярусы) определяется в пределах ограждающих конструкций до передней границы сцены, авансцены или барьера оркестровой ямы.
Важнейшее влияние на организацию пространства зрительской части театра оказывают размещение, планировка и оборудование вестибюля и фойе с кулуарами.

Рис. 3. Примеры схем построения зрительского комплекса
1 – зрительный зал; 2 – фойе; 3 – кулуары; 4 - вестибюль

Во входных помещениях театра кассовый, входной и распределительный вестибюли могут проектироваться раздельными или объединенными: кассовый с входным, либо входной с распределительным вестибюлем.
Обособленный входной вестибюль наиболее целесообразен при расчетной зимней температуре наружного воздуха минус 15°С и ниже.

Кассовый вестибюль возможно проектировать в виде обособленного помещения с самостоятельным входом.

При проектировании проходного кассового вестибюля кассовые кабины рекомендуется располагать вне потоков проходящих зрителей.

Распределительный вестибюль следует проектировать с учетом исключения встречного движения зрителей, сдавших верхнюю одежду в гардероб, со зрителями, входящими с улицы.

Гардеробы в распределительном вестибюле могут размещаться в одном или нескольких местах, а также в цокольном или подвальном этажах с организацией входа из входного вестибюля, а выхода в распределительный вестибюль.
Длину барьера гардеробной рекомендуется определять из расчета не  менее 1 п.м. на 30 зрителей. Глубина гардеробной от барьера до стены не должна превышать 4 м, расстояние от вешалок до барьера должно быть не менее 1 м, а ширина прохода перед барьером принимается не менее 3 м, между барьерами  не менее 6 м.
В распределительном вестибюле желательно предусматривать банкетки и кресла из расчета на одновременное пользование 7-10% зрителей.

Комнату для переодевания при распределительном вестибюле рекомендуется оснащать зеркалами с подзеркальниками и светильниками с индивидуальными банкетками, из расчета на единовременное пользование 2% зрителей.

Фойе обычно делается самым парадным помещением вне зрительного зала, оставаясь в то же время ему подчиненным. Фойе рекомендуется организовывать по принципу дифференциации пространства, членя его на зоны для тихого и активного отдыха.
Зоны тихого отдыха размещают вне направлений активного движения и выделяют различными архитектурными средствами, создавая интимные пространства. Зоны тихого отдыха рекомендуется оборудовать креслами, диванами, банкетками.
Зону для активного отдыха также рекомендуется расчленять, устраивая залы и протяженные пути перемещения. Распространенными средствами зонирования являются зелень, мебель, дизайнерское решение, перепады уровней потолка и пола, световая и цветовая композиция и пр.
Кулуары в театре – помещения, прилегающие к фойе и зрительному залу и предназначенные для рекреации и эвакуационных целей.
Буфеты размещаются в отдельном помещении или непосредственно в фойе, кулуарах, вестибюле. Длина стойки буфета принимается не менее 5 м, а количество посадочных мест – из расчета одно на 12 зрительских мест. Расчетное количество посадочных мест может быть уменьшено за счет устройства столов без посадочных мест (по типу закусочных).
Помещения доготовочной и моечной должны быть удобно связаны со служебным коридором и лестницей. Кладовую и тарную буфета рекомендуется размещать на первом, в цокольном или подвальном этажах с устройством специальных служебных дверей или люков с пандусами либо с подъемными механизмами. Связь между доготовочной, кладовой и тарной при расположении их на разных этажах осуществляется  подъемниками грузоподъемностью 100 кг.
Производственные помещения буфета не рекомендуется размещать над вентиляционными камерами, электрощитовыми, зрительным залом, фойе и вестибюлями. Над помещениями буфета не следует располагать санитарные узлы, души и т.п.
Курительные рекомендуется размещать в отдельных помещениях с устройством в них вентиляции. Не рекомендуется расположение курительной в виде проходного помещения в санитарные узлы. Курительные оборудуются по типу гостиной.
Санитарные узлы рекомендуется проектировать из расчета соотношения мужчин и женщин 1:2. Количество приборов в санитарных узлах принимается из расчета не менее: один умывальник на 60 чел., в мужских один унитаз и два писсуара на 70 чел., в женских один унитаз на 30 чел. Санитарные узлы проектируются в составе двух помещений туалетная и уборная.
В каждой туалетной рекомендуется предусматривать шкафы или кладовые для инвентаря площадью 1,5-2 м2.
При расположении вестибюлей, фойе и кулуаров более, чем в двух этажах, рекомендуется выделять санитарные узлы для балконов и ярусов, располагая их на соответствующих этажах.

3.2.          Сценический комплекс

В состав сценического (демонстрационного) комплекса входят: сцена, помещения технологического обеспечения сцены, помещения художественного и постановочного персонала, административные помещения, производственные мастерские.
В практике проектирования театральных зданий наиболее часто используют две основные системы организации театрального действия: открытая и глубинная (портальная).
Первая объединяет зрителей и театральное действие в объеме единого пространства. Зрители при этом размещаются с трех сторон сценической площадки. Другая отделяет действие на сцене от зрителей  рамой портала.
Портальная глубинная сцена имеет преимущество в широком использовании декораций и возможности с помощью противопожарного занавеса, размещаемого над порталом в пределах сценической коробки, создать защиту зрителей от пожара на сцене. Недостаток этого типа сцены – значительное отдаление зрителей от сцены.



Рис. 4. Примеры основных схем построения глубинной колосниковой
сцены с двумя карманами и арьерсценой (варианты механического оборудования показаны условно)

Сцена является ядром сценического комплекса. Размеры и состав основных элементов глубинной колосниковой сцены должны быть следующими (тип С-3):
Портал сцены: игровой – ширина 10,0 м, высота 6,5 м;
                                     строительный – ширина 12,0 м, высота 7,5 м.
Сцена:               ширина 24,0 м, глубина 18,0 м, высота от планшета до
                                      колосников 22,0 м, высота над колосниками 2,5 м.
Авансцена:       не менее 1,8 м.
Арьерсцена:     ширина 18,0 м, высота 12,0 м, глубина 6,0 м.
Карманы:      ширина 9,0 м, высота 8,5 м, глубина 15,0 м, высота проема на сцену 8,0 м.
 Количество ярусов рабочих галерей – 4, диаметр вращающегося круга сцены – 14 м.
Ширина сцены складывается из ширины игрового пространства, или портала, и боковых пространств, достаточных для размещения специальных устройств, декорирующих боковые стороны кулис, объемных декораций, мест для нахождения актеров, размещения светоаппаратуры и т.д.


Рис. 5. Схема построения глубинной колосниковой сцены в плане и по высоте (традиционный вариант):
1 – дымовые клапаны; 2 – штанкетная площадка; 3 – колосники сцены; 4 – рабочие галереи; 5 – трюм; 6 – вращающийся круг; 7 – арьерсцена; 8 – крышка сейфа для скатанных декораций; 9 – сцена; 10 – карман сцены; 11 – авансцена; 12 – проем оркестровой ямы; Ш – ширина сцены; Г – глубина сцены; В – высота сцены; Шк – ширина кармана; Гк – глубина кармана; Вк – высота кармана; Шар – ширина арьерсцены; Гар – глубина арьерсцены; Шс – ширина строительного портала; Ши – ширина игрового портала; Га – глубина авансцены; Шяп – ширина проема оркестровой ямы

Планшет сцены, полы карманов и арьерсцены должны быть горизонтальными и иметь один уровень. Рядом со сценой и карманами на одном уровне с ними должны быть расположены склады объемных и станковых декораций с высотой, равной высоте карманов. Эти склады должны сообщаться со сценой и карманами через проемы с противопожарными дверями, шириной не менее 2,5 м и высотой, одинаковой с высотой проемов между карманами и сценой.




Рис. 6. Расчетные параметры зрительного зала и сцены театров
   
Под планшетом сцены предусматривается трюм с размерами в плане, равными размерам сцены. Высоту трюма до низа выступающих конструкций рекомендуется принимать не менее 2,2 м. В случае применения врезного вращающегося круга трюм проектируется одноэтажным.
Авансцена проектируется выпуклой в зал, прямолинейной или огибающей переднюю часть зоны зрительских мест. Боковые крылья авансцены могут быть продолжены до пересечения их с поперечным проходом зрительного зала. Длина авансцены проектируется не менее ширины строительного портала. С авансцены при отсутствии боковых крыльев на уровень первых рядов зрительских мест предусматриваются не менее двух лестниц-сходов или пандусов, ведущих к проходам зала. Рекомендуется обеспечивать выходы на авансцену при закрытом занавесе сцены.
Размеры оркестровой ямы рекомендуется принимать следующие: ширину – 3,0 м, проема – 2,0 м, высоту (от уровня пола до низа выступающих конструкций) – 2,1-2,4 м. Площадь на одного артиста оркестра рекомендуется принимать не менее 1,3 м2. Общая площадь оркестровой ямы принимается равной 30-50 м2. При проектировании имеет смысл предусматривать возможность перекрытия проема оркестровой ямы и трансформации ее барьера и пола. Трансформация оркестровой ямы позволяет многофункционально использовать ее по назначению, увеличивать авансцену или увеличивать вместимость зрительного зала.
В сценографии и архитектуре театральных зданий постоянно идут поиски нового. В практике проектирования театров иногда применяются разновидности глубинной колосниковой сцены с дополнительными сценическими площадками. Их устройство связано с изменениями в функционально-технологической организации демонстрационного комплекса, помещений, обслуживающих сцену, а также в оснащении. Наряду с этим возникает много театров с иными типами сцен. Среди них популярны трехсторонняя и центральная, где зрители частично или полностью окружают сценическую площадку.
Габариты игровой площадки трехсторонней сцены принимаются следующими: круг диаметром 10-12 м, расположение зрителей в пределах горизонтального угла 100-120о, вершина которого лежит на пересечении продольной оси и задней линии окружности игровой площадки. За игровой площадкой необходимо предусмотреть резервную зону для декораций глубиной 3-4 м. Оркестровая яма трансформируется в просцениум шириной 2,2 м. Высота зала за игровой частью сцены – 10-12 м. Над сценической площадкой необходимо предусмотреть колосниковый настил и возможность устройства фоновых задников.
Панорамная и трехпортальная сцены менее распространены в практике проектирования театральных зданий. В них театральное действие охватывает места для зрителей. Постановочный эффект на таких сценах в сравнении с обычной портальной, можно уподобить широкоформатному экрану. Устройство сцены здесь принципиально сходно с обычной портальной.
При панорамной, как и при трехпортальной сцене, надо стремиться к достижению видимости со всех мест зала боковых участков сцены на глубину не менее 2-3 м. Ширина зрительного зала при этом может быть увеличена, пределом расширения которого следует считать просматриваемость с боковых мест глубинной сцены.
При панорамной и трехпортальной сценах создаются условия одновременной работы в нескольких местах игровой площадки. Предусматривается возможность разделения действия на несколько игровых эпизодов с помощью занавеса или света. Глубина игровой части сцены – 6 м. Общая длина портала – 22-24 м. Глубина резервной части сцены – 4-6 м. Высота портала игровой части сцены – 6-8 м. Высота сцены принимается в зависимости от принятого способа смены декораций.
Известны попытки режиссеров и театральных архитекторов создавать кольцевую сцену, охватывающую зрителей со всех сторон, что следует рассматривать как стремление расширить до предела обозреваемую сферу. На разных участках кольца сцены подготовлено оформление разных мизансцен, кольцевая сцена вращается вокруг круглого в плане диска зрительских мест, или последний вращается внутри неподвижной сцены. Зритель при этом оказывается как бы охваченным действием, происходящим вокруг него, увеличивая эффект присутствия. Однако такой планировочный прием создает немало трудностей, особенно при вращающихся местах зрителей.
В зрительный зал с кольцевой сценой можно войти только через люки снизу, где должны находиться вестибюль и фойе. Проход в него осуществляется под сценой. Наличие под ней трюма еще сильнее усложняет пути движения зрителей. Отсутствие разработанных приемов решения сложных задач препятствует внедрению кольцевой сцены в практику.
В практике часто прибегают к комбинированным сценам, где места для зрителей сочетаются не с одной, как обычно, а с двумя или более сценическими площадками. При этом в большинстве комбинаций глубинная портальная сцена является основной сценической формой.
Появление комбинированных сцен вызвано многими причинами: потребностью театров в экспериментировании; необходимостью в разностороннем обучении актеров, режиссеров и художников театра и  требует создания учебных театров или малых студийных залов с комбинированными сценами; наконец, постоянно происходящая смена творческих направлений и стилей театрального искусства вступает в противоречие с длительным существованием их физической оболочки – театрального здания, требуя гибкости и приспособляемости к любому художественному замыслу.

Трансформации демонстрационного комплекса

Для удовлетворения требований, возникающих при проведении в одном зале спектаклей, различных по жанру и сценическим решениям, а также общественных мероприятий, кинопоказа, концертов и т.п. применяются трансформации сцены и зрительного зала. Возможны планировочные и пространственные трансформации, а также их различные сочетания.
Особенностью планировочной трансформации является ее вспомогательный характер. Создавая варианты архитектурно-планировочных решений сцены и зала, она обеспечивает компромиссные условия для проведения различных мероприятий, не затрагивая основные параметры зала – форму и объем. Употребляются три основных вида планировочной трансформации, решающих различные задачи.
Первый вид – трансформация зоны планшета сцены, авансцены и оркестровой ямы. С помощью этого вида можно изменять рельеф планшета сцены, увеличивать число зрительских мест, а также тип глубинной сцены на другой тип.
Второй вид – трансформация зоны партера. Этот вид планировочной трансформации позволяет изменять типы сцены (за счет изменения вместимости зала), а также получать зальное пространство для проведения мероприятий другого рода: танцев, выставок, устройства елок, банкетов и т.п.
Третий вид – трансформация зоны портала. Этот вид трансформации обеспечивает необходимые величину строительного портала и количество порталов при различных взаимосвязях зала и сцены, а также позволяет изменять тип сцены. Для достижения этого изменяются размеры и пропорции строительного портала глубинной сцены вплоть до создания таким путем панорамной и трехпортальной сцен.
Для осуществления трансформации применяют различные способы и средства: подъемно-опускные площадки (сцена), подъемно-опускные секции партера с трансформируемыми зрительскими местами, раздвижные занавесы, передвижные портальные кулисы, подъемно-опускные осветительные мостики, раздвижные и подъемно-опускные диафрагмы, панели.
Пространственная трансформация является радикальным средством, с помощью которого можно изменять как форму и объем, так и количество залов, что обеспечивает соответствующие варианты решения зала для каждого из проводимых мероприятий, повышает эффективность использования всего сооружения.

3.3.    Помещения, обслуживающие сцену

К ним относятся: помещения для ожидания выхода на сцену; артистические уборные; репетиционные помещения; склады.
Помещения ожидания выхода на сцену одновременно служат для быстрого переодевания и быстрой перегримировки или поправки грима, для отдыха в перерывах между выходами или последней разминки, для оказания первой помощи, для оперативной связи исполнителей с костюмерами и реквизиторами.
Площадь помещения ожидания выхода на сцену определяется из расчета не менее 1,7 м2  на одного артиста. С учетом расстановки оборудования, каждое из помещений ожидания выхода на сцену обеспечивает возможность пребывания в нем от 10 до 15 исполнителей (рис. 7).


          Рис. 7. Пример планировки помещения ожидания выхода на сцену
                                           (стрелкой показано направление выхода на сцену)

1 - банкетки; 2 - диван; 3 - кресло; 4 - внутренний телефон; 5 - устройство для питьевой воды; 6 - место для перегримировки с гримировальным столом и трехстворчатым зеркалом; 7 - место для быстрого переодевания с большим зеркалом; 8 - место для разминки; 9 - санитарный узел.
        
Артистические уборные – помещения для творческого персонала театра. Они предназначены для переодевания в сценический или репетиционный костюм, наложения и снятия грима, гигиенических процедур, отдыха, отдельных этапов репетиционной работы и специального тренинга, работы с текстом и иными материалами.
Артистические уборные должны иметь самостоятельный вход с улицы с вестибюлем и гардеробом. Их располагают как можно ближе к сцене, но с возможностью прохода во все остальные помещения здания. В театрах, как правило, существуют раздельно блоки женских и мужских артистических уборных. Они оборудуются умывальниками и часто душевыми с туалетами.
Артистических уборные, в зависимости от числа артистов в помещении, подразделяются на индивидуальные, рассчитанные на одного исполнителя, групповые – от 2 до 6 чел. и общие (или массовые), вмещающие более 6 артистов (рис. 8). Обычно индивидуальные артистические уборные закрепляются за артистами высшей категории и ведущими артистами труппы. Принято считать, что для драматических трупп их число составляет около 1/3.
Рис. 8. Примеры планировки индивидуальных и групповых
артистических уборных
А, Б – индивидуальные уборные; В, Г - для двух актеров;
Д, Е – для четырех актеров

Индивидуальные артистические размещают в уровне планшета сцены. При отсутствии лифтов артистические не следует размещать выше и ниже третьего этажа от уровня сцены. Ширина лестничных маршей в зоне артистических уборных целесообразна не менее 1,5 м, ширина коридоров при одностороннем расположении уборных – не менее 2 м, при двухстороннем – не менее 3 м. Общая длина пути от наиболее удаленной артистической уборной до сцены – не более 60 м, включая и вертикальные коммуникации.

Артистические уборные рекомендуется проектировать, как правило, с естественным освещением.

В драматических театрах необходимо предусматривать репетиционный зал, предназначенный для проведения заключительных этапов репетиционной работы: сборных репетиций, прогонов, просмотра костюмов, грима.
Большой репетиционный зал для театра, вместимостью 800 мест, имеет размеры 15х15х6 м, а малый – 12х12х5 м (рис. 9).


 Рис. 9. Репетиционный зал драматического театра с шириной игрового пространства 8 м.
а – план; б – продольный разрез; 1 - сцена;
2 – пульт режиссера; 3 – мостик смотровой

Репетиционные залы должны иметь удобную связь как с помещениями, обслуживающими большую сцену, так и с группой помещений, обслуживающих зрителей большого зала. Они могут иметь и самостоятельный блок помещений с отдельным входом. При отсутствии малого репетиционного зала целесообразно оборудовать на базе большого зала студийно-репетиционный зал, совмещающий в себе репетиционные функции с возможностью постановки и показа экспериментальных и камерных спектаклей для небольшого числа зрителей. В этом случае площадь зала следует увеличить на 15-20%. Необходимые зрительские помещения – гардероб, фойе, буфет, курительные и санитарные узлы должны быть предусмотрены в случае размещения зала с отдельным входом.

3.4.         Административно-хозяйственные помещения

Эти помещения необходимо размещать в удобной связи со служебным входом, артистическим и репетиционными помещениями. Площади помещений для административного и художественного руководства принимаются не менее 10 м2.
Площади на одного сотрудника, для рабочих комнат инженерно-технического персонала, бухгалтерии и др. принимаются 4,5 м2; для комнат обслуживающего и технического персонала (с гардеробом и зоной отдыха) – 2. Площадь служебного буфета или столовой-раздаточной рекомендуется определять из расчета 12 посадочных мест на каждые 100 работающих в театре.

3.5. Производственные помещения

Производственные помещения размещаются в комплексе со складами. Как правило, все мастерские (слесарная, столярная, бутафорская) примыкают к помещениям для монтажа станковых декораций (возможно единое помещение со столярной мастерской), откуда готовые декорации поступают в склад и далее на сцену. Отдельно может размещаться живописная мастерская, которая может быть запроектирована и над зрительным залом и над сценической коробкой. В последнем случае легче осуществлять доставку готовых занавесей и задников на сцену.
В технологическом процессе изготовления оформления спектаклей производственные помещения подразделяются на блоки изготовления и ремонта: объемных декораций; костюмов, обуви, париков; мягких декораций; сюда же можно отнести и помещения для руководства мастерских.
В первый блок входят: столярная, слесарная, помещение для монтажа станковых декораций, бутафорская, кладовая оперативного хранения материалов, навес для лесоматериалов и труб (вне здания).
Во второй блок входят: пошивочная, мастерские головных уборов и обувная; пропиточная, постирочная, сушильная, трикотажная, пастижерская.
В третий блок входят: живописно-декорационная мастерская, красильная, макетная, помещение для приготовления красок с мойкой и сушкой, кладовая красок, комната художников, обойно-драпировочная, мастерская росписи тканей. Смысл объединения в блоки заключается в более полном использовании рабочей площади парка станков, приспособлений и оснастки.
Производственный блок должен иметь свой автономный вход для доставки материалов, примыкающий к хозяйственному двору. Производственный блок может размещаться отдельно на участке театра или располагаться в другом месте города (централизованный на несколько театров).

3.6. Конструктивное решение

Конструктивное решение театрального здания должно быть органично связано с его архитектурным решением. В качестве основных конструктивных решений в последнее время используются решения с монолитным или стальным каркасом. В театральном строительстве нашли применение пространственные конструкции в виде структурных кессонных плит, обеспечивающие свободу планировочного решения зданий. Для выявления специфики театрального здания целесообразно использовать мобильные изменяемые конструктивные решения (кинетическая архитектура), позволяющая изменять облик здания во времени как бы за счет смены «декораций».

3.7. Архитектурная композиция театрального здания

Многообразие схем построения ядра театрального здания (зрительного зала и сцены) и связанных с ним зрительской и сценической частей здания создает предпосылки для разнообразия композиционных решений внешнего объема и интерьеров театра.
Сочетание больших зальных пространств зрительской части – вестибюля, фойе, зрительного зала – с другими, более мелкими ее помещениями дает возможность построения разнообразных интерьеров, контрастных по объему, масштабу, отделке и архитектурной характеристике.
Основной принцип такого подхода к интерьеру – ясность и логическая последовательность во взаимосвязи помещений и в нарастании впечатлений от входа к зрительному залу.
Помещение входного вестибюля с кассами создает первое впечатление при переходе из внешнего пространства в здание. Переход от небольшого входного вестибюля к обширному вестибюлю с гардеробом создает впечатление простора внутри здания.
Основное качество композиции вестибюля заключается в ясности пространственного решения, в четком распределении движений к гардеробам, лестницам, кулуарам и зрительному залу, без пересечения путей.
Помещение вестибюля используется обычно в короткие промежутки времени, когда зрители приходят и уходят из театра. Однако в вестибюле складывается первое впечатление от интерьера театра. Поэтому построение и форма вестибюля, его пропорции, фактура и цвет поверхностей, рисунок пола, оборудование и освещение должны привлекать внимание посетителей парадностью, праздничностью, присущими интерьеру театра.
Парадные лестницы также играют большую роль в архитектурном облике интерьера театра. Поэтому, как правило, их устраивают открытыми, просторными и пологими.
Высоту вестибюля ограничивают обычно одним этажом, чтобы не поднимать слишком высоко уровень партера и амфитеатра. Зал фойе может иметь высоту двух-трех этажей и быть окруженным на их уровнях хорами, обслуживающими балконы или ярусы. Высота и простор зала создают яркий контраст при переходе из вестибюля в фойе. Примыкая обычно непосредственно к стене главного фасада, фойе может быть раскрыто к внешнему пространству большими витражами.
Наиболее парадна и празднична должна быть архитектура зрительного зала театра. Она развивается в соответствии с развитием строительной техники и строительной физики. Очертания стен и потолка, облицовочные материалы и их фактура назначаются в соответствии с акустическими и светотехническими расчетами.
Внешний вид театра определяется его объемно-планировочным решением, в котором должны быть ясно отражены внутреннее содержание, структура здания и его градостроительное значение.
Театры размещают обычно на центральных городских площадях, где они имеют организующее значение в их застройке. Открытый восприятию со всех сторон и с больших расстояний объем здания должен быть разработан в крупном масштабе. Эти черты выделяют здание театра из окружающей площадь застройки как главное здание, которому подчинены остальные.






ЛИТЕРАТУРА
1.  Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений: Учеб. для вузов / Под общ. ред. И.Е. Рожина, А.И. Урбаха. М.: Стройиздат, 1985. – 542 с., ил.
2.  Архитектура советского театра. - М.: Стройиздат, 1986. – 400 с.
3.  Бархин Г. Б. Архитектура театра / Г.Б. Бархин. – М.: Акад. арх. СССР. – 1947.
4.  Гельфонд А.Л. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений: Учеб. пособие / А.Л. Гельфонд. – М.: Архитектура-С, 2006. – 280 с., ил.
5.  Лисициан М.В. Интерьер общественных и жилых зданий / М.В. Лисициан, Е.Б. Новикова, З.В. Петунина. – М.: Стройиздат, 1973.
6.  Нормы проектирования. Культурно-зрелищные сооружения. ВСН-45-86. – М.: ГУЛ ЦПП, 1988.
7.  Нойферт Э. Строительное проектирование / Э. Нойферт. – М.: Стройиздат, 1991. – 391 с., ил.
8.  Пономарев В.А. Архитектурное конструирование: Учеб. для вузов / В.А. Пономарев. – М.: Архитектура-С, 2008. – 735 с., ил.
9.  Пособие по проектированию театров (к СНиП 2.08.02-89*). – М.: 2009.
10.  Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения: ВСН 62-91* / Госкомархитектура. – М.: Минстрой России, 1991.
11.  Строительные нормы и правила. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений: СНиП 2.07.01-89*. – М.: ГУЛ ЦПП, 1995. – 56 с.
12.  Строительные нормы и правила. Общественные здания и сооружения: СНиП 2.08.02-89*. – М.: Госкомархитектура СССР, 2003. – 50 с.
13.  Строительные нормы и правила. Пожарная безопасность зданий и    сооружений: СНиП 21-01-97. – М.: ГУЛ ЦПП, 1997.




ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Примеры театров из отечественной практики

Конкурсный проект театра им. МОСПС в Москве, 1931 г.
Архитектор: К.С. Мельников. Вместимость 2000 мест.





Планы в уровне входа и фойе
В проекте театра последовательно развивается идея «кинетической архитектурной формы». Сложная асимметричная композиция формируется несколькими геометрическими объемами. В основе ее построения – выявление внутренней динамики здания, попытка выражения выдвинутой автором идеи динамического театра. Смыкающиеся круглые объемы барабанной сцены и зрительного зала пересекаются с лестницами, поднимающимися мощными контрфорсами до верха зала.
Пятиярусный зрительный зал вращается относительно центральной оси и последовательно обращается к одной из трех запроектированных сцен. Четвертая размещается в центре партера, что при различном оснащении обеспечивает различную динамику действия.
Одна сцена – глубинного типа с подвижным тротуаром, другая – также глубинная, с поворотным кругом, снабжена водными устройствами и бассейном.
Третья задумана как система двух вращающихся в вертикальном направлении барабанов с закрепленными на них площадками и подвесами для мягких декораций. Партер зрительного зала трансформируется в трехстороннюю сцену и сцену-арену.


Разрез и план


Аксонометрия

Конкурсный проект оперно-драматического театра в Ростове-на-Дону, 1930 г. (осуществлен)
Архитекторы: Г.Б. Бархин, М.Г. Бархин,
Вместимость 2500 мест. Концертный зал на 750 мест.

Объемная композиция театра подчеркивает три основные функциональные зоны: театральную, концертную и артистическую.
В центральном объеме – театральный зал в плане эллипс. Партер переходит в амфитеатр, занимает в плане круг. С трех сторон зал охватывает двухсветное фойе, к которому примыкает переход, соединяющий театр и концертный зал, имеющий самостоятельный вход.

Планы в уровне фойе



Продольный разрез

Насколько удачным был проект, говорит тот факт, что Ле Корбюзье и О. Нимейер называли театр жемчужиной советской архитектуры времен конструктивизма. Образ здания представляет своеобразный памятник первой индустриальной пятилетке и уподобляется гигантскому трактору. При этом была решена задача объединения театра с концертным залом в единый блок. «В основу замысла проекта, – как писали авторы, – легло размещение малого зала в передней части здания над фойе главного зала и устройство входов, как в большой, так и в малый зал с главного фасада». Лестничные клетки и коридоры, фланкирующие основной кубический объем, напоминают гусеницы трактора.

Новосибирский академический театр оперы и балета, 1934–1938, 1945гг.
Архитекторы: А.З. Гринберг, В.С. Биркенберг
Вместимость 2006 мест.

Первоначальное новаторское конкурсное решение панорамно-планетарного театра, которое получило восторженные отзывы за рубежом, в 1932 году не выдержало испытания временем, и в процессе строительства проект многократно корректировался. Было решено вернуться к более традиционному функциональному назначению, а именно, к оперно-балетному театру. Уже не устраивали простые и скромные формы конструктивизма во внешнем облике и в интерьерах здания.



В переработке проекта приняли участие, как архитекторы Новосибирска, так и известные мастера Москвы и Петербурга
Несмотря на это, в театре, открытом в дни Победы – 12 мая 1945 года, обнаружились серьезные недостатки и ошибки, которые устранялись в последующие годы. Тем не менее, в окончательном виде здание сохранило общее объемное и градостроительное решение первоначального проекта и, несмотря на все пережитые трудности, представляет собой грандиозное и достаточно выразительное сооружение, которое во многом определяет облик центра сибирской столицы.



Главный фасад



Аксонометрия


Продольный разрез





 Планы этажей
Центральный театр Красной Армии в Москве, 1933–1940 гг.
Архитекторы: К.С. Алабян, В.Н. Симбирцев.

Относится к крупнейшим театрам мира, положение в глубине площади Коммуны, на самом высоком месте, подчиняет пространство площади и служит ориентиром района.
Основная идея проекта – символическая форма плана в виде пятиконечной звезды. Тема звезды проводится последовательно вплоть до пятиконечного контура наружных колонн. Символическая концепция стала причиной удач и недостатков. Потребовалось много изобретательности, чтобы вписать сложный организм театра в заранее жесткую определенную остроугольную форму, разместить вестибюль, открытые парадные лестницы, зрительный зал, огромную сцену с ее сложным комплексом сопутствующих помещений. Над основным залом на 190 мест устроен малый, студийно репетиционный зал на 400 мест, со сценической площадкой, близкой по габаритам к основной сцене.
В зрительном зале – круто поднимающийся амфитеатр и один балкон. Удаление последнего ряда зрительских мест от портала – 32 метра.



 Перспектива (проект)



План в уровне амфитеатра


Разрез
    
Схемы трансформации сцены

Техническое оснащение сцены было новаторским и предусматривало возможность участия в действии не только конницы, но и современной бронетехники. На игровой площадке размещены два врезных круга со смещенными осями вращения и развитая система подъемно-опускных площадок, способных менять рельеф всей плоскости сцены.
Результатами сильно завышенного объема театра, почти в два раза, явились: чрезвычайно преувеличенные размеры сцены и сценического портала; акустически невыгодная излишняя высота зрительного зала; невозможность использования острых углов звезды; многочисленные темные и сложные по конфигурации помещения сценической части; огромные неиспользуемые площади в цоколе, искусственно завышенном на 4 метра; сложное конструктивное решение многоярусной структуры театра.
Подчинение композиции форме звезды отразилось в наружном решении здания – в его сложном силуэте. Фасады здания выполнены в неоклассическом стиле.

Тульский областной драматический театр, 1958–1970 гг.
Архитекторы: С.Х. Галаджева, В.Д. Красильников, А.А. Попов, В.А. Шульрихтер.
Вместимость 820-1320 мест.
Здание сооружено в глубоком кармане магистрали, что позволяет воспринимать весь объем. Не всегда удачное сочетание симметричного узла «зрительный зал – сцена» с ассиметричной общей планировкой в данном решении не вызывает сомнений.
Зрительный зал и сцена предельно сдвинуты в глубину основного объема, так, что конец криволинейной стены прорывает грань театра наружу.
В проекте практически отразились идеи экспериментальных проектов. Уникальное нововведение театра – гибкое театральное пространство – универсально и приспосабливается для различного рода зрелищ с большим диапазоном вместимостей.
Возможна постановка спектаклей на глубинной сцене, спектаклей-панорам и на сцене, окруженной зрителями с трех сторон. Трансформация производится  присоединением к залу пространства сценических карманов, для чего используется специальная система оборудования: раздвижные стены между карманами и залом, складывающиеся трибуны амфитеатра, съемные ряды мест и подъемно-опускной пол партера, оригинальная конструкция выносного софита освещает не только просцениум и первые планы сцены, но и весь партер.



План в уровне фойе



Схемы трансформации

Малый зал расположен на стыке сценической и зрительной частей, что позволяет единовременно использовать оба зала.
Декоративная композиция здания подчинена архитектурной идее –  взаимопроникновению пространств.


Разрез


Аксонометрический разрез

Московский театр драмы и комедии на Таганке, 1972–1979 гг.
Архитекторы: А.В. Анисимов, Ю.П. Гнедовский, Б.И. Таранцев. Вместимость большого зала 780 мест, малого – 650, студийно-репетиционного – 100-150 мест.

Комплекс театра занимает старый московский квартал, примыкающий к Садовому кольцу и Таганской площади. Падение рельефа на 6 метров и угловое положение определили остроту объемно-планировочной композиции новой части театра, видимой с дальних точек и предусматривающей органичное включение существующих исторических зданий в новое здание. В архитектуре здания для внутренней и наружной отделки был использован  высококачественный лицевой кирпич. Театр получил внутренний световой дворик и несколько вариантов трансформации зрительской сценической части.
  

Сложная многозальная структура соединяет черты нового и старого и в сценографической организации. В трансформирующемся пространстве большого зала возможны глубинная портальная сцена, открытая сцена, сцена-арена и панорамная. Боковая сцена разделена с залом раздвигаемой вручную перегородкой. В противоположной боковой стене зала проем-окно с подъемно-опускным экраном, с естественным городским фоном.
Сцена и части партера разделены на разборные и подъемно-опускные секции-площадки. Задняя стена сцены прорезана системой проемов, открывающихся в технологические коридоры, что позволяет создавать многовариантный фон для сценического действия с появлением актеров на любом этаже.
Существующие зал и сцена – памятник истории и место рождения творческого кредо театра – сохраняют присущую ему архитектуру и сценическую организацию. Архитектурную выразительность интерьеров и стиль театра подчеркивает открытая конструкция перекрытия зрительного зала.


 План в уровне фойе



Продольный разрез

Схемы трансформации


        



ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Примеры театров из зарубежной практики

Оперный театр Осло (норв. Operahuset) – национальный оперный театр Норвегии. Центр Осло, берег Осло-фьорда (полуостров Бьорвик).



2007 год - награда на Всемирном фестивале архитектуры в Барселоне.
2009 год - «Премия Миса ванн дер Роэ» за лучшее архитектурное произведение.
2010 год - Международная архитектурная премия.

Лаконичность и жесткость силуэта выдает нордический характер здания, явно сказавшийся в манере проектирования. Эта квинтэссенция скандинавского темперамента и духа северной природы демонстрирует своего рода эталон национальной архитектуры Норвегии.
Архитекторы сосредоточились на монументальном решении. Облик театра скорее подсказан местом, нежели назначением постройки, – здание стоит на прибрежной платформе гавани, выдающейся в пространство фьорда, как бы соединяя море и сушу. Стены из белого мрамора энергичными напряженными диагоналями «рисуют» грани дрейфующего ледника. Несмотря на жесткость форм, проектом предусмотрено формирование гибкого пространства внутри прилегающей зоны.
Доминанта композиции «всплывающего» из моря здания – силуэт покатой крыши, сами архитекторы называют ее «пятой стеной». Покатая кровля облицована панелями каррарского мрамора, а на фасадах остекленные поверхности чередуются с перфорированными металлическими панелями. Этот пятый элемент умножил возможности эксплуатации театра – по крыше можно забраться на вершину и полюбоваться видами из самого сердца столицы.     
Столь величественный образ неприступного айсберга тает в воображении при входе внутрь. Белый и холодный снаружи театр скрывает «мягкий» интерьер в теплых тонах. Использовать в отделке внутренних залов дерево – с одной стороны, традиция, с другой – проверенный способ создать уютное пространство. Природное окружение остается отправной точкой и для интерьера, диктуя особенности оформления – из панорамного окна – фойе, обеспечивающее хорошее естественное освещение и захватывающий вид на море.


План 1 этажа

План 2 этажа



Продольный разрез



    Интерьер вестибюля театра
                                                                     
Wuxi Grand Theatre (Большой «Крылатый» оперный театр Уси в Китае). 

Архитекторы: финская архитектурная студия PES-Architects, победитель конкурсного отбора. Строительство: с 2009 по 2012 год.


   
Расположен на искусственном полуострове озера Wu-Li Lake, к югу от центра Уси, и является наиболее важным новым культурным проектом в Tai-Hu New City (Янгсу, Китай).
Комплекс содержит широкий спектр функций, одной из которых является зрительный зал, рассчитанный на 1680 мест, и не менее масштабный зал Performance, емкостью в 690 мест.
Основной архитектурный облик Wuxi Grand Theatre состоит из восьми листьев, или крыльев, которые вместе с террасами водрузились на каменном постаменте и создают впечатление бабочки, присевшей отдохнуть на берегу озера. Эта художественная и скульптурная форма создает визуальный ориентир нового культурного центра. Стальная конструкция крыльев крыши уникальна. Внутри нее находятся тысячи светодиодов, а нижняя сторона крыльев покрыта перфорированными панелями из алюминия. Благодаря такой конструкции крылья могут менять цвет, передавая характер и настроение представления Wuxi Grand Theatre.
Чтобы добиться лучшего обзора со всех сторон, здание было воздвигнуто на каменный постамент. Таким образом «гигантская скульптура» возвышается почти на 50 метров и обеспечивает живописные виды на озеро из большинства общественных зон. Все помещения, расположенные ниже
уровня каменного постамента, выполняют технические и служебные функции. Здесь же расположены и автомобильные и велосипедные стоянки для персонала и аудитории для VIP-гостей.


Генплан



План 1 этажа
                             

    Разрез по залу






                                                                                                                  
Интерьеры театра

Государственный Большой Театр Китая, Китай
Архитектор: Поль Андрё.
Строительство: с 2001 по 2007 гг.

Театр находится в самом центре исторической части Пекина и возвышается в центре искусственного озера, занимая огромную территорию в 150 тысяч кв. метров.
Титановый каркас в форме эллипсоида построен с максимальным промежутком в 213 метра, с минимальным промежутком 144 метра и высотой в 46 метров. Здание разделено на две части стеклянным покрытием шириной в 100 метров.
Здание включает в себя три основных зала: 2416-местный оперный театр, 2017-местный концертный зал и театр на 1014 мест и связано с берегом прозрачным тоннелем длиной в 60 метров, на глубине 8 метров.
Все залы и области внутри Национального театра Пекина открыты для широкой публики и принимают форму городского района. Множество выставочных залов интегрировано в единое целое. Здесь есть все: улицы, площади, торговые центры, рестораны, места для отдыха и залы ожидания.


                     

  

 
  Генплан




  
Интерьеры театра
  
Театр Agora, Лелистад, Нидерланды
Архитекторы: UN Studio.
Строительство: с 2006 по 2007 гг.

Архитектурное решение Театра Agora было обусловлено объединением в одном сооружении многих помещений для артистической деятельности и общения в сфере искусств. Здание включает театры, концертный зал, музей, конгресс-залы для различных культурных программ. Большое кафе и бар в комплексе театра выходят на площадь перед ним и привлекают посетителей во время отсутствия спектаклей.
Главное фойе развивается по вертикали здания, играя роль центра внутреннего пространства, объединяющих оба зрительных зала, и расположенный в театре конференц-зал. Высота сооружения колеблется от трех до пяти этажей. Фойе, раздевалки, многофункциональные залы, кафе, рестораны выполнены в контрастных, отличающихся друг от друга стилевых



направлениях и в цветовых решениях. Яркие и экстравагантные рельефные стены в залах театра оборудованы акустическими панелями.
Сооружение должно было соответствовать разным задачам, поэтому архитекторы и придумали для него своеобразную, скульптурную форму. Внешняя оболочка с множеством граней имеет рифленую, перфорированную поверхность и выкрашена в красный, оранжевый и желтый цвета. Концепция проекта подчеркивает контраст между иллюзорным миром театра и основательностью здания.



Планы этажей


Продольный разрез


Интерьеры театра
Guangzhou Opera House (Оперный театр в Гуанчжоу), Китай
Архитектор: Заха Хадид, победитель конкурсного отбора.
Строительство: с 2005 по 2011 гг.

Зарождение нового культурного центра в Гуанчжоу началось, пожалуй, с объемно-пространственной композиции, с пейзажно-геологических окрестностей Жемчужной реки, в дельте которой раскинулся город. Структурная особенность здания выражает общую концепцию Захи Хадид в стиле «текучести» и «переливания». Плавные очертания двух «перетекающих» друг в друга объемов, разделенных узкими «ущельями» по примеру земного рельефа, напоминают громадные валуны, обкатанные речной волной. Необычные вставки остекления, схожие с естественными вкраплениями в каменный пласт жил искрящегося хрусталя, усиливают «природность» облика темно-серой постройки из бетона, стали и стекла.
Эти прозрачные «хрустальные сплавы» обеспечивают хорошую инсоляцию залам для представлений и репетиций, главному вестибюлю, Ланж-зоне и различным вспомогательным помещениям.
Природные линии окружающего ландшафта отражены и в оформлении внутреннего пространства театра с использованием в интерьере криволинейных «складок» и «наплывов» из стеклобетона. Главный зал для




музыкальной классики, оснащенный великолепной акустической системой по последнему слову технического прогресса, готов принять 1800 любителей высокого искусства.
Цветовое решение главного зала выдержано в натуральных осенне-охристых тонах. Освещение выверено светильниками и зенитными фонарями, вмонтированными в структуру элементов декора. Многофункциональный зал на 400 мест, оборудованный сценой-ареной, приглашает зрителей на небольшие спектакли, перформансы и концерты.


  
Генплан с планом 1 этажа



Новый оперный театр (Nuovo Teatro dell'Opera), Флоренция.
Архитекторы: итальянское архитектурное бюро ABDR, архитектор Paolo Desideri. Открытие: ноябрь 2012 года.

Новый оперный театр был задуман культурным центром, объединением музыки, искусства, образования и развлечений. Место открытое и доступное для общественности в течение дневных часов, с размещением книжного магазина и кафе, открытых площадок с фонтанами.
В здании находятся три концертных зала с размещением до 4800 в трех отдельных одновременных выступлениях.

Генплан




Перспектива и фасад здания театра
  



Интерьеры зрительного зала

Оперный театр Копенгагена (Copenhagen Opera House) – национальный оперный театр Дании (Denmark).
Архитектор: Henning Larsen в сотрудничестве с «Maersk Mc-Kinney Møller».
Строительство: с 2001 по 2004 гг.

На одном из островов в центре Копенгагена располагается Национальный оперный театр, являющийся структурной единицей Королевского театра Дании. К театру можно попасть и водным путем. Возле театра находится пристань. Недалеко от оперного театра находятся такие достопримечательности города, как королевский дворец Амалиенборг и Мраморная церковь.
В здании театра 14 этажей, 5 из которых расположены ниже уровня земли, общая площадь составляет 41 тыс. квадратных метров. Площадь двух сцен и фойе составляет 7 тыс.м2, а площадь подземных помещений – 12 тыс.м2. Количество мест основного зрительного зала от 1492 до 1703, в зависимости от размеров оркестровой ямы, которая вмещает до 110 музыкантов.
В зрительном зале – партер и три балкона, а, кроме основного зрительного зала, в оперном театре имеется зал Таккеллофтет (Takkelloftet) на 180 зрителей со своим фойе.





Интерьеры к фойе и вестибюлям






ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Примеры студенческих проектов театров








Проект драматического театра на 800 мест
Выполнила ст. Д.А. Абдулина. Руководитель: доцент В.В. Громада









Проект драматического театра на 800 мест
Выполнила ст. М.М. Великович. Руководитель: проф. М.Г. Безирганов






Проект драматического театра на 800 мест
Выполнила ст. Н.С. Гудина. Руководитель: доцент В.Ж. Шуплецов






Проект драматического театра на 800 мест
Выполнила ст. Е.П. Король. Руководитель: доцент М.В. Винницкий








Проект драматического театра на 800 мест
Выполнил ст. А.Э. Ларионов. Руководитель: проф. С.А. Дектерев







Проект драматического театра на 800 мест
Выполнила ст. О. Орзунова. Руководитель: доцент В.В. Громада








Проект драматического театра на 800 мест
Выполнила ст. А. Пластова. Руководитель: доцент В.Ж. Шуплецов







Проект драматического театра на 800 мест
Выполнила ст. Т.А. Серебренникова. Руководитель: доцент В.Ж. Шуплецов








Проект драматического театра на 800 мест
Выполнила ст. О.В. Федорова. Руководитель проф. Е.О. Трубецков









Проект драматического театра на 800 мест
Выполнила ст. Д.М. Чупина. Руководитель: проф. С.А. Дектерев







Проект драматического театра на 800 мест
Выполнил ст. Н.В. Медведев. Руководитель: проф. С.А. Дектерев








Проект драматического театра на 800 мест
Выполнил ст. Д. Шурыгин. Руководитель: доцент В.В. Громада




Интерьер Драматического театра
Выполнила ст. Е.П. Король. Руководитель: доцент М.В. Винницкий




  
 Интерьер драматического театра
Выполнил ст. Д. Шурыгин. Руководитель: доцент В.В. Громада



Интерьер драматического театра.
Выполнила ст. О.В. Федорова. Руководитель: проф. Е.О. Трубецков


Интерьер драматического театра.

Выполнила ст. Д.Н. Чупина. Руководитель: проф. С.А. Дектерев